Формы мистерии

 «Семь пар нечистых» приходят на землю обетованную. Они -люди грядущего, о которых мечтал поэт еще в 1914 году, когда писал: «Изменилась человечья основа России. Родились мощные люди будущего».

Почему эпическое? Революционное время выражено в «Мистерии-буфф» исключительно масштабно: ему, кажется, нет границ, а пространство - «вся вселенная»; ковчег, ад, рай, земля обетованная тоже - безграничное, фантастически-сказочное, эпическое, такого пространства еще не бывало в комедийном жанре ни в русской, ни в мировой драматургии. Это - поэтический эпос, своеобразная комическая и сатирическая одиссея, а автор ее, как Гомер, повествует, хотя и в форме мистерии-буфф, о том, что случается с «семью парами нечистых». Сначала они, попав на Северный полюс во время всемирного потопа, строят ковчег, добывают пищу, а чистые, ничего не умея делать, так сказать, белоручки, хотят им навязать каторжный труд, ставят на престол царя (негуса), а затем устанавливают демократическую республику. Нечистые восстают, берут власть в свои руки, и путь их теперь лежит не к каким-то Араратам, куда хотели добраться чистые, а к земле обетованной, через ад и через рай. Словом, они путешествуют, как герои древнего

Гомера, и автор-поэт, избрав такую форму эпоса-путешествия, становится как бы летописцем: он повествует, создает эпическую поэму-буфф.

Значит, и это эпическое в «Мистерии-буфф» следует определить как необычайное новаторство в жанре: автор рассказывает, как было, события обрастают фактами, деталями повседневной жизни («у нас в Питере холод. А у вас благодать», «Что с Аляскою?.. Ухнулась!», «Совсем, как в Питере: население скучено, еда скушана» и т. д.); события развиваются, как в прозе, то есть через рассказ-сюжет, рассказ-конфликт. Автор - рассказчик, летописец Революции.

Маяковский смело и издевательски пародирует форму мистерии как религиозную. Отчаянный безбожник, он, будучи хорошо знаком со Священным писанием, использует в «Мистерии-буфф» сюжеты Ветхого завета - всемирный потоп и ковчег - из книги «Бытие»; путь в землю обетованную - из книги «Исход». Из Нового завета берет легенду об аде и рае, а Нагорную проповедь (мотивы из Евангелия от Матфея) передает Человеку просто.

© 2008-2019 bestcourses.ru