Фантастический реализм Гоголя

Товстоногов фантазировал буйно и расчетливо, не выходя из гоголевского мироощущения. В статье «Фантастический реализм Гоголя» режиссер сделал одно принципиальное признание, многое объясняющее: его «личный интерес к «Ревизору» прошел через Достоевского...»

Достоевского Георгий Товстоногов знал хорошо. Он ставил инсценировку романа «Униженные и оскорбленные», а в 1966 году на сцене БДТ прошел великий спектакль - «Идиот», принесший славу и Товстоногову и Смоктуновскому, исполнявшему роль князя Мыш-кина. Трагическое постижение жизни, воспринятое у Достоевского, помогало постановщику «Ревизора» увидеть скрытые и потайные движения в этой пьесе, насытить комизм глубинной и напряженной психологической жизнью. В судьбах всех персонажей, особенно же Хлестакова (О. Басилашвили), Осипа (С. Юрский), режиссер обнаруживал бездну фантазии и выдумки в использовании выразительных сценических средств, укрупняющих характеры.

В Москве в том же 1972 году выходит «Ревизор» в Театре сатиры (постановщик В. Плучек).

Это было только начало «гоголевского бума». Гоголь в 70-е годы, как и Чехов, владел умами режиссеров и актеров. Чеховское и гоголевское взаимодействовали, как бы дополняли друг друга не только на афишах, но и в спектаклях, в их стилистике. В этом смысле весьма интересен спектакль А. Эфроса «Женитьба» Гоголя, поставленный в 1975 году на сцене Театра на Малой Бронной. Гоголевские, яркие и сочные сатирические краски наполнялись здесь тонами чеховского колорита.

Тогда появились спектакли, в которых режиссура не удовлетворялась текстом той или иной комедии Гоголя, а шла за границы текста, вовлекая письма и сцены из прозаических произведений великого писателя. К таким смелым экспериментам и относился спектакль «Ревизская сказка» (пьеса в одном действии с эпилогом из сочинений II. В. Гоголя), прошедший в Театре на Таганке в 1979 году. Впервые делалась весьма удачная попытка соединить судьбу Поприщина из «Записок сумасшедшего» с персонажами других гоголевских произведений.

© 2008-2019 bestcourses.ru