Фантасмагорическая ситуация

У него дом полная чаша. А сейчас... пустая квартира. Он все бросил в мусоропровод и снес на свалку. Мебель. Люстры. Чайную и столовую посуду. Рюмки. Словом, все. Почему? Все ему надоело. Служба, где его недооценили и преследует начальник по фамилии Пушкин. Надоели друзья, вещи. Он самовыражает себя так: никакой цивилизации, никаких вещей. Ближе к природе. К своему естеству. В ночь под старый Новый год есть нечего, пить вино не из чего. Гости расположились на ковре, как в лесу. Философствуют.

В третьей картине, названной автором «Декларация и действительность, или Утро вечера мудренее», оба сатирических ряда, о которых речь шла выше, соединяются. Мотивировано это так: утро, близится рассвет, в доме Полуорловых нет ни водки, ни закуски. А есть хочется. Выпить тоже. А на кухне в квартире Себейки-ных засиделись Петр и его дружок Вася, у них и водка и закуска. Появился «местный чудак» Иван Адамыч, принес от Себсйкиных водку. В одном мире остались Петр Себейкин и Вася, а в другом Петр Полуорлов и Гоша. Соединяет их Адамыч. И эта «стыковка» двух сатирических, совершенно реалистических рядов и происходит посредством фантазии: вроде бы они существуют но-разному, а все взаимопроникает - слова и целые фразы совпадают. Говорят и мыслят одинаково.

Возникает фантасмагорическая ситуация.

Фантасмагория у Рощина появляется из быта, из логики двух жизненных позиций - «ссбейковщины» и «полуорловщины».

Четвертая, последняя картина - «Очистимся от ложных заблуждений» - озорная, веселая и грустная, очищающая души зрителей от всего вздорного и уродливого: персонажи собрались в бане.

Четыре картины комедии - четыре поворота в сюжете и конфликте. В рощинской комедии не анекдот стал стержнем сюжета. У автора сюжет - это факты и «мелочи» жизни, осмысленные в истории о двух Петрах. Комические происшествия укрупняются исследованием несоответствий, алогизмов, абсурдов.