Духовой оркестр

Смуул расписал партитуру для Военной музыки в пьесе, она, например, внезапно врывается в финале первой части - «размеренная, бесчувственная, рубленая». Духовой оркестр гремит все громче и громче, заполняя, как отмечает драматург, «мировое пространство».

И, наконец, совершенно по-новому Смуул решает функции Автора как действующего лица. Смуул отнюдь не скрывает того, что сам, увлекшись забавным фарсом, стал участником перипетий и розыгрышей. Автор решительно останавливает Ремарку, эту болтливую красавицу, сильно перебирающую в своих проделках: «Цыц, Ремарка!.. Не мешать!» - и, сделав паузу, начинает представлять не говорящих персонажей, разыгрывая фактически пантомиму. Когда понимает, что Вдова слишком зарвалась в своих суждениях, Автор обрывает ее, говоря: «Извините, если я прерву на минуту монолог Вдовы. Это, конечно, невежливо, но иногда приходится быть невежливым по чисто гуманным соображениям».

Автор - антагонист Вдовы, он не дает ей покоя, спорит с ней.

У автора в пьесе - своеобразный двойник: он и персонаж, выдуманный остроумной фантазией художника, и в то же время он и Смуул - эстонский писатель, с болью в сердце обличающий воинственный дух современного мещанства. Поэтому и появляются монологи о природе творчества, о том, как складывается из жизненного материала такой тип, как Вдова. «У меня под рукой была лишь глина пополам с... г...м. Из уважения к материалу я вылепил из него не бога, не генерала, не президента, не мыслителя, не поэта, а Вдову полковника». Это - Смуул, размышляющий о жизни. А еще есть его двойник - Автор, устраивающий Вдове мышеловки, реагирующий на все проделки.

Пьеса начинается с того, что Вдова собрала родственников и близких на скромный семейный ужин после своего возвращения из больницы. Во главе стола - хозяйка, Вдова полковника, за столом - приглашенные, персонажи без слов.

© 2008-2019 bestcourses.ru