Драматургия А. Вампилова

Всегда существовали профессии, вызывающие иронию, смех; то были профессии писаря, чиновников всех рангов - от градоначальника до Поприщина и Акакия Акакиевича,- цирюльники, попы, портные, приказчики, неудачные актеры и т. д. Да и теперь есть профессии, даже очень уважаемые, которые поддаются юмористическому осмеянию. Сколько анекдотических историй о «рассеянных» профессорах, о чудаках-ученых и т. п.

Шукшин избирает объектом своей беспощадной сатиры людей, причастных к торговле. Автор, например, так характеризует Аристарха Петровича и Веру Сергеевну: «Он и она - из торговой сети, он даже что-то вроде заведующего, что ли, она - продавщица ювелирного магазина «Сапфир». Но если бы и не было этого предуведомления, зритель и читатель безошибочно угадали бы, что в комедии говорится о торгашах, спекулянтах, взяточниках. Они разоблачаются в ходе развития действия и сюжета, узнаются и по языку.

Драматургия А. Вампилова, начавшая осваиваться нашими театрами только после гибели автора (он утонул в Байкале летом 1972 года), сформировала целое художественное направление. Талантливые молодые драматурги (Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Казанцев) вышли из «вампиловской школы». Теперь поставлены на сцепе все произведения Вампилова, а некоторые («Старший сын», «Прощание в июне», «Дом окнами в поле») прошли и по телевидению. В мою задачу не входит создание очерка о драматурге. Из его наследия я хочу выбрать лишь две пьесы, имеющие прямое отношение к интересующей меня теме. Это пьесы «Утиная охота» и «Провинциальные анекдоты».

Жанр в «Утиной охоте» выступает не в чистом виде - в пьесе слиты в едином действии и трагедия, и сатира, и трагифарсовые моменты. Эта «классическая драма» (по выражению А. Смелянского) создавалась под влиянием традиций чеховской драмы, поэтому и объединяет в себе разнохарактерные жанровые пласты, и доминирующие в ней - пласты трагического и сатирического.

© 2008-2019 bestcourses.ru