Драматургическое творчество

Так совершенно абсурдная детская сказочка-метафора входит в сюжет и конфликт пьесы, придает ей печально-грустную и в то же время очищающую нас, светлую интонацию.

Самым сильным сатирическим характером в пьесе является образ Николая Ивановича, сорокачетырехлетнего пижона, самоуверенного, наглого, морально разложившегося. Он, видимо, из тех, кто побывал в «загранке» и обарахлился. Вина, джины, костюмы. Совсем не глупый, все знающий и понимающий, он хочет купить (и ему это даже удается) любовь Ирины, увозит ее в Коктебель, откуда она с трудом добирается до Москвы к сыну и на дачу, где ее ждут друзья.

Критикуя, отвергая этот бесчеловечный быт, Петрушевская хочет очистить его от лжи, суперменства, грязи. Она защищает своих девушек и их маленьких сыновей от его жестокости и уродливости. Поэтому юмор ее светел и гуманистичен. И слова «Все люди братья», произнесенные Федоровной, и «поправка» Ирины: «Не все, некоторые - сестры!» - выражают главную жизнеутверждающую идею комедии.

Драматургическое творчество Л. Петрушевской разнообразно и неоднозначно. Она работает в комедийных формах разного свойства. В ее пьесах сохраняется бытовая почва, но способы комического изображения могут быть подчеркнуто условными и символико-метафорическими.

Так. в спектакле  «Квартира Коломбины»  театра

«Современник» режиссер Роман Виктюк соединяет такие одноактные пьесы Петрушевской, как «Любовь» и «Лестничная клетка», в которых бытовые реалии подаются в спокойных тонах, с совершенно условными, написанными в приемах клоунады маленькими комедиями Петрушевской - «Анданте» и «Квартира Коломбины». Вышел спектакль спорный, но интересный. Для меня он значителен тем, что по своей тональности -актерской и режиссерской - восстанавливает традиции блоковского «Балаганчика» в постановке Вс. Мейерхольда.

В этом спектакле развернулись актерские дарования почти всех участников спектакля, но особенно радует мастерство Лии Ахеджаковой и Авангарда Леонтьева, они свободно фантазируют в пределах буффонады, добиваясь четкого рисунка образов в самых рискованных комических положениях.