Демьян Бедный

Демьян Бедный, поэт и сатирик совсем другого направления, чем Маяковский, разразился сатирической поэмой «Царь Андрон», вышедшей в 1921 году, в которой он называл футуриста Ятаковского сочинителем «какой-то сплошной небылицы», издевательски пародировал спектакль. Д. Бедному, признававшему только свой собственный метод и стиль в литературе, казалось, что все другое, на его сочинения не похожее, достойно презрения и улюлюканья.

А. Луначарский не сразу публично выступил в защиту спектакля Мейерхольда - Маяковского. Спустя примерно год после премьеры он в статье «Театр РСФСР» писал: «Мистерия-буфф» Маяковского, конечно, шаг вперед. Я продолжаю утверждать и уверен, что это в конце концов будет всеми признано, что «Мистерия-буфф» Маяковского прекрасная буффонада - первый опыт и прообраз настоящей театральной революционной сатиры. И Мейерхольд во многом превосходно уловил и выразил ее дух... В чем заключается устремление Мейерхольда в настоящее время? В приближении театра к цирку, к мюзик-холлу. Пусть, говорит он, театр будет веселым зрелищем, пусть наполнится он гаерами, гимнастами, красками, звоном, весельем, мастерством, непринужденностью и т. д.»

«Мистерия-буфф» продолжала жить, несмотря на преграды, которые чинились ей. В июне, когда еще проходили последние спектакли в Театре РСФСР-Первый, на арене Первого государственного цирка (Цветной бульвар) состоялось грандиозное представление «Мистерии-буфф» на немецком языке для делегатов Третьего конгресса Коммунистического Интернационала.

В смеховой пролетарской культуре 20-х годов спектакли «Мистерии-буфф» в Театре РСФСР-Первый и на арене Московского цирка имели большое значение. «Эстетическая косность» ими преодолевалась и побеждалась. Пьеса Маяковского с ее буффонным, площадным юмором, с ее язвительным и веселым смехом, воспевающая революцию, начала свое шествие по стране. В Чите поэт Н. Асеев на вечере Маяковского читает вторую редакцию «Мистерии» и организует диспут о ней.