Брехтовские традиции

Верно заметил Мальоола - «Клоп» решен режиссурой «в духе Брехта», это спектакль, в котором брехтовские традиции обогащались достижениямии всего творческого пути Театра сатиры, опытом советского сатирического искусства. Брехт близок был Маяковскому, и это почувствовали режиссеры, ставя «Ваню», работая над «Клопом».

Театру оставалось завершить постановку всей драматургии Вл. Маяковского. Оставалась «Мистерия-буфф». Валентин Плучек к 1 ноября 1957 года закончил работу над этой пьесой. И снова театр подтвердил свое современное понимание Маяковского. Снова режиссура и актеры показали мастерство в спектакле, требующем от каждого актера импровизационной выдумки и буффонной выразительности.

 «Мистерия-буфф» - это пьеса, где нет больших, развернутых ролей, где почти каждая сцена - комический или пародийный дивертисмент. Его надо сыграть броско, скупо, эксцентрично. Духом оптимистической сатиры проникнута эта постановка. Высокий класс режиссуры, метафорически остроумное оформление А. Тышлера, возникшая и выросшая на пьесах Маяковского актерская культура театра, в третий раз за четыре года обратившегося к драматургии поэта революции, закрепили сатирическое направление коллектива.

Так завершилась на сцене Театра сатиры трилогия Маяковского. Она осмысливалась как необычайно современное явление искусства, хотя все три пьесы Маяковский создавал в далекие от нас годы. Но, видимо, сила могучего таланта поэта была такова, что время, им прочитанное и поэтически запечатленное, оказалось вечно живым, и вечно живыми выписаны его сатирические характеры.

Об оптимизме сатиры «Мистерии-буфф», «Клопа» и «Бани» писали многие. Но, пожалуй, наиболее точную формулу оптимизма Маяковского как контрапункта его драматической поэзии дал В. Плучек в книге «На сцене - Маяковский», вышедшей после того, как в Театре сатиры прошли три пьесы поэта.