Брехтовские приемы

Следующая работа Г. Товстоногова, завершающая его сатирический цикл по русской классике,- комедия «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, появившаяся на сцене НДТ в 1985 году.

В «Мудреце» Товстоногова скрестились многие мотивы классических спектаклей, поставленных в БДТ за двадцать лет. Каждый из них отмечен своеобразием стиля, блеском импровизаций и раскованностью актерского ансамбля. «Игра, идет игра!» - этот девиз режиссера пронизывает все постановки русских классиков. Сатира у Товстоногова обретает свою эстетику - содержательность и универсальность, она монументальна и тонка, насмешлива и ядовита и, смеясь и негодуя, излучает грусть. Она сострадательна к тем, кого казнит, ибо сю движет истина, защищающая добро и справедливость. Смех достигает своего высшего назначения, становится смехом, утверждающим жизнь как вечную гармонию и природу как земную красоту.

Сатирический метод Товстоногова в своей театральности и всеобщности опирается на опыт психологического искусства и на эстетику Брехта.

Брехтовские приемы остранения, сгущенность и «грубость» красок, острота и определенность идей, подчеркнутая театральность и эпичность характеров, «площадная простота» и многое другое, навеянное брехтов-ской эстетикой, вошло в методологию товстоноговских спектаклей.

Я попытаюсь объяснить, как это происходило. Конечно, не берусь разрешить эту проблему целиком. В 1963 году польский режиссер Эрвин Аксер, руководивший в то время в Варшаве театром «Современный» (по-польски «Вспулчесный»), поставил в БДТ спектакль «Карьера Артуро Уи» Вертольта Брехта. Встреча с режиссером, воспитанным в основном на практике западного и польского театра и эстетике Брехта, многому научила товстоноговских актеров. Евгений Лебедев, игравший Артуро Уи, рассказывал мне, как трудно поначалу шли репетиции, как долго актеры не могли понять, что такое «кабаретность» - слово, которое ввел на репетициях Аксер и которое означало ироническое, обязательное «остраненное» вхождение в образ, комическое и пародийное исполнение роли.