Академик Павлов

Должность ему дали, солидное жалованье положили. Именно лопоу-ховщина, взятая Михалковым в резкой гиперболизации, и послужила объектом сатиры. Лопоухов, его верный холуй, сочиняющий шефу доклады,- Уклейкин, заместитель Лопоухова - Кареглазое, такой же тупоумный, как и его начальник, бывшая актриса Люция, добродушный пустомеля из отдела кадров Мамочкин, пустопорожний Жезлов из отделения милиции,- все они вместе с Серафимой и Аглаей Ивановной выставлены Михалковым на всеобщее осмеяние.

Теперь, читая пьесу «Раки», хочется сказать об одном и принципиальном ее достоинстве: это была сатирическая комедия, восставшая против штампов и схем, утверждавшая в те времена такую сатирическую структуру, в которой действовали одни отрицательные персонажи. Пожалуй, после «Мандата» П. Эрдмана и «Усмирения Бададошкина» Л. Леонова «Раки» были единственной комедией в 50-х годах без положительных героев.

Тогда в теории да и в практике считалось, что есть только одна форма конфликта в комедии - изображение положительного в борьбе с отрицательным, победа нового над старым. Нарушение этого принципа считалось недопустимым. Такой авторитетный режиссер, как А. Д. Попов, писал в 1952 году: «...Комедия, построенная только на изображении отрицательных образов, не может существовать в нашей драматургии, не искажая общей картины соотношения сил в нашей действительности» .

«Раки» стали репертуарной пьесой. Буквально в течение двух-трех лет ее поставили более ста театров страны. Лучшим был спектакль у вахтанговцев (режисссры Р. Симонов, Б. Захава, И. Ильинский). Спектакль талантливо изобличал лопоуховщину. Самой яркой фигурой в ансамбле оказался Ленский, роль которого исполнял Н. Гриценко. Его герой - предприимчивый, веселый и неунывающий - одурачивал компанию лопоухих провинциалов.

© 2008-2019 bestcourses.ru